Детский сад № 111 г. Ростов-на-Дону

Консультация для родителей

                                                                                                                  31 марта 2015

Как научить детей признавать свои ошибки?

 

Большинство детей не любят извиняться за то, что совершили ошибку или не правильно поступили. Казалось бы, нет более простого задания, чем просто сказать маме или папе простые слова: «прости меня», я была неправа». А вместо этого в основном родители получают в ответ лишь немое молчание или, не дай Господь враждебность со стороны ребенка.

Бытующее мнение о том, что это последствия плохого воспитания, а не проблема на уровне психологии, ошибочно. В то же время формальная форма прощения за совершенный поступок может не быть связана с раскаянием.

В реальности способностью признавать собственные ошибки, ребёнок овладевает в довольно раннем возрасте. Основным фактором служит то, каково мнение взрослых на счет ошибок ребенка. Если они считают такое понятие, как ошибки недопустимым или постыдным, то ребёнок может получить болезненные чувства. Он всегда будет чувствовать стыд и вину. При таком раскладе, каждая ошибка ребёнка будет вызывать в нём ряд вопросов: «Что теперь сделать!» или «Что со мной за это сделают!?», вместо того, чтобы он искал выход из сложившейся ситуации.

Малыши обладают интересным рефлексом. Если ребенок что-то пролил, то старается убрать все самостоятельно, но родители, заметив это, начинают сами за ними убирать. Вытирая за ребёнком мокрый пол, мамы часто шлют упрёки в сторону малыша, и ему ничего не остаётся, кроме как испытывать вину и собственную беспомощность. Он просто наблюдает за тем, как мама или папа исправляет совершенную им ошибку. Такие действия взращивают в ребёнке негативную модель поведения. И в будущем, став старше, ребенок после каждой новой ошибки, будет применять аналогичную модель поведения.

Проблема родителей здесь следующая, они забывают о том, что дите пока ещё учится, а они уже запретили ему промахиваться и учиться на ошибках.

   Когда-то Ж.Ж.Руссо сказал так: «Молоко необходимо вытереть, но санкция остается только одна — человека лишают молока». Но методы современной гуманистической педагогики должны иметь совсем другой подход. Последствия ошибок, а не сам факт наказания должны воспитывать в малыше способность их признавать. Наказание разрушающее сказывается на личности ребёнка. А вот испытание последствий от совершенного поступка с обдумыванием поможет сделать собственный вывод и получить необходимый опыт. Как это происходит?

   Ребёнок признает свою неправоту и начинает понимать, что ему нужно что-то сделать, чтобы устранить последствия. Далее малыш понимает, как дальше действовать, чтобы исправить то, что совершил ранее. После этого этапа, малыш начинает самостоятельно устранять физические последствия своей ошибки или просит простить его, если он обидел маму или папу.

Каковы различия между последствием и наказанием.

    Последствия всегда следуют за совершённой ошибкой. Если дите плохо поступило или кому-то нагрубило — не надо лишать его любимой передачи, достаточно, чтобы он извинился.

 Последствия всегда должны быть соразмерными по отношению к ошибке, иначе они незаметно превратятся в наказание. Если малыш по всей комнате разбросал любимые игрушки, это не значит, что он должен убрать весь дом.

Помните, признание ошибки уже большой подвиг, требующий от ребенка огромного мужества, поэтому будьте с ним искренны и не лукавьте.

 

31 марта 2015 в 00:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.